Новочеркасск Суббота, 04 мая
Культура, 09.04.2016 11:53

О тебе, любимый город

О тебе, любимый город

Строительство в 60-х годах XIX века Грушевско-Донской железной дороги (Грушевка-Новочеркасск-ст.Аксайская) инициировали с одной единственной целью - доставкой антрацита, добывавшегося в районе нашего нынешнего города  к реке Дон и Азовскому морю.

Донской уголь считался лучшим в мире, но вывезти его за предели Новочеркасска не представлялось возможным.

Важную роль в осуществлении строительного проекта сыграл донской наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов. Он и явился инициатором сооружения первой стальной магистрали.

1-го марта 1860 года он обратился к министу вот с такими аргументами:

  • годовая добыча антрацита на ближайшее время может составить 15 миллионов пудов;
  • потребное количество угля в ближайшие год-два может возрасти до 10 миллионов пудов;
  • железная дорога должна дать толчок развитию промышленности на Юге России;
  • она может быть выгодным вложением капитала ( перевозя уголь по 2  копейки за пуд, дорога может получить до 200000 рублей прибыли каждый год. Из них 40000 рублей уйдет на её содержание и ремонт, а чистый доход составит 160000 рублей);
  • с вводом дороги улучшится общественное и частное благосостояние.

16 мая 1860 года Императором Александром II был издан Указ о строительстве Грушевской железной дороги.

Задействовали больше 3000 рабочих. Строительство заняло около двух с половиной лет, и было завершено к концу 1863 года. Ее протяженность составила 66 верст. 

Однако, когда работы по сооружению железной дороги уже практически были закончены, жители Новочеркасской и окрестных станиц потребовали срыть возведенную дорогу и перенести ее подальше от своих жилищ и пастбищ скота. 

Любопытно, что люди требовали заменить железную дорогу речным каналом, позволяющим подвести воды Дона к Новочеркасску, т.е. осуществить замысел, который вынашивал еще основатель казачьей столицы атаман М. И. Платов.

Власти бунт народа не поддержали. Тем более, что против правительства выступили не больше 400 жителей.

Торжественное открытие дороги произвели 29 декабря 1863 года по старому стилю. Регулярное движение по ней началось 1 января 1864 года.

Стоимость проезда от Грушевки до Новочеркасска составляла для пассажиров 1-го класса 1 руб. 50 коп., для 3-го класса - 40 коп. Билет 1-го класса от Грушевки до Аксая стоил 2 руб.50 коп., 3-го класса - 70 коп. 

Почти столько же брали "таксисты" того времени. Между Аксаем и Ростовом было установлено сообщение на возках и санях, которые отправлялись сразу по прибытии поезда. Цена билета в экипаже 1-го класса (не более 3-х человек) составляла 75 коп.


Статья подготовлена по материалам Муниципального бюджетного учреждения культуры Новочеркасской Централизованной библиотечной системы.


Новости на Блoкнoт-Новочеркасск
0
0