Новочеркасск Пятница, 29 марта

Календарь: 110 лет со дня рождения выпускника новочеркасского политеха, авиаконструктора Михаила Миля

      В этом году отмечается 110 лет со дня рождения прославленного советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля. Его судьба тесно связана и с Новочеркасском.

Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске, в семье железнодорожного служащего и стоматолога. Детство и юность будущий создатель вертолетов провел в родном городе. Михаил прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать художником или музыкантом, но стал ученым-конструктором. 20-е годы XX века — время, когда все в СССР увлекались авиацией.

В двенадцатилетнем возрасте Миль сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нём свой первый полёт. Однако во время учёбы на втором курсе его исключили из института по доносу. 

Проработав год в Новосибирске, как представитель пролетариата Михаил без проблем поступил сразу на 3 курс механического факультетаДонского политехнического института (сейчас ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова) в Новочеркасске, где была авиационная специальность. По окончании института в 1931 году направлен на Таганрогский авиазавод. 

fae2bdda9e990ea2f4680df46badf98d.jpg

Вертолет Миля

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, на Среднем Урале. При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов. За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

Миль задался целью создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. В результате руководитель государства дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем. Бюро было создано в 1947 году, первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково. К сожалению, первые испытания двух опытных машин закончились трагедией. Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Машина успешно прошла испытания, на её базе в 1949 году был создан первый советский вертолёт Ми-1. Впоследствии на нём было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.

maxresdefault (1).jpg

Созданные КБ Миля вертолёты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым 2-двигательным вертолётом в мире. Десантный Ми-6 — первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 тонн, Ми-10 — крупнейший транспортный вертолет. Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 тонн и получил прозвище «слон». Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никто не повторил.

Миль был награждён Ленинской премией, Государственной премией СССР, ему было присвоено звание Героя социалистического труда.Вертолёты Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

Память о знаменитом авиаконструкторе, создателе легендарных МИ-2, МИ-6 и МИ-8, запечатлели в многосерийном телевизионном фильме «Небо измеряется МИлями», съемки которого прошли в том числе и в альма-матер Михаила Миля, в ЮРГПУ(НПИ). В картине воссозданы основные вехи жизни Михаила Леонтьевича, и показано профессиональное становление этого неординарного и талантливого человека. В стенах ЮРГПУ(НПИ) были сняты сцены, посвящённые молодости учёного.

небо.jpg

Съемки фильма «Небо измеряется МИлями»

Михаил Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолёта Ми-24. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран. Похоронен Михаил Миль на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

Елена Ленина

Присылайте свои новости, фото и видео на почту redaktor-novocherkassk@bloknot61.ru или на номер 8 (908) 510 40 41 (Viber, WhatsApp)

Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников


Новости на Блoкнoт-Новочеркасск
Михаил Мильавиаконструкторвыпускникполитехник
1
0