Новочеркасск Четверг, 25 апреля

История в лицах: как в Новочеркасске появилась улица летчика, совершившего огненный таран

     В Новочеркасске в микрорайоне Октябрьском есть небольшая улочка, названная именем человека, оставшегося навсегда в истории страны. Николай Гастелло стал человеком, совершившим первый подвиг с начала Великой Отечественной войны.

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, Российской Империи в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины Белоруссии. Отец Николая в 1900 году пришёл на заработки в Москву, здесь его фамилию стали произносить на московский манер — Гастелло. Франц Павлович работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат Виктор погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице. В 1915—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Николай окончил школу. В 1930 году семья вернулась в Москву и юноша поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В мае 1932 года по специальному набору Николай был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело.

г1.jpg

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях.

Спустя всего 4 дня с начала войны, 26 июня 1941 года в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи. Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. 

Так был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашисткой техники, получивший название «огненный таран». Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин геройски погибли. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

г2.jpg

Памятник Николаю Гастелло в Белоруссии

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро.

В наградном листе о представлении капитана Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа...».

26 июля 1941 года капитану Николаю Францевичу Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

Елена Ленина

Присылайте свои новости, фото и видео на почту redaktor-novocherkassk@bloknot61.ru или на номер 8 (908) 510 40 41 (Viber, WhatsApp)  

Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников

Новости на Блoкнoт-Новочеркасск
историяподвигогненный таранГастеллоВОВ
1
0